Audytor.ru

Теплоснабжение "Аудитор"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кому устанавливают общедомовые счетчики

Кому устанавливают общедомовые счетчики

Общедомовые счетчики должны были появиться во всех многоквартирных домах в 2012 году, но этого не случилось и до сих пор. Обязанности законодатель установил, а вот о санкциях не подумал. Штрафы были значительно меньше, чем установка дорогих аппаратов. Одно время ситуация всех устраивала, но затем ресурсоснабжающие организации получили преимущества. По сути, неисполнение их обязанностей дало им возможность заработать дополнительные — и немалые — деньги на управляющих компаниях. Как это могло получиться, объясняет юрист МКА "Арбат" Сергей Сергеев.

«Начали управлять многоквартирным домом? Устанавливайте общедомовые приборы учета!» — под таким лозунгом в 2017 году управляющие компании (УК) масштабно привлекают к разного рода ответственности за отсутствие этих приборов. Закон обязал собственников помещений оборудовать ими дома до 1 июля 2012 года (ч. 5 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…»). Обязанность для собственников ввели, а наказания не придумали.

Скажете, при чем тут управляющая компания?

Она должна поставить счетчик, если в региональный перечень обязательных мероприятий по энергосбережению включено оснащение многоквартирных домов приборами учета. Это подтверждается и системным толкованием норм различных положений и правил.

Главный вопрос – когда возникает обязанность поставить счетчик: со дня, когда УК приступила к работе, или только после того, как соответствующее решение приняли на общем собрании собственников?

"Подвешенное" состояние

Административные штрафы за отсутствие коллективного прибора учета – до 30 000 руб. по ч. 4 ст. 9.16 и до 30 000 руб. по ч. 5 — даже совокупно меньше, чем стоимость его установки. Стоит ли говорить, что при таких условиях счетчиками оснастили не все дома. Законодатель, казалось бы, предусмотрел альтернативу: после «дедлайна» обязанность установить прибор передавалась ресурсоснабжающим организациям (РСО), которые должны были ее исполнить до 1 июля 2013 года. Только наказания опять, по сути, не было предусмотрено. Исходя из буквального толкования закона, РСО было достаточно направить собственникам формальное предложение об установке счетчика, чтобы избежать привлечения к ответственности по ч. 6 ст. 9.16 КоАП. А ответственность по ч. 12 ст. 9.16 КоАП наступала только тогда, когда РСО проигнорировала поступившую заявку установить счетчик.

До недавнего времени такое положение вещей в целом всех устраивало. Если позволяли финансы, счетчики устанавливали. Если нет — ресурсники и управляющие организации вяло отбивались от административных штрафов.

Парадоксы от законодателей и судей

Недавно законодатель изменил порядок применения повышающих коэффициентов. Право применять их получили ресурсоснабжающие организации. Например, если в доме нет общедомового прибора учета холодной, горячей воды и электрической энергии (хотя его можно и нужно было установить), надо умножить 1,5 стоимость коммунального ресурса, потребленного в целях содержания общего имущества .

Читайте так же:
Технические характеристики счетчиков водомер

То есть РСО, которые нельзя наказать за неустановку счетчика, могут пользоваться его отсутствием, чтобы заработать на управляющей организации!

Эта возможность появилась 1 января 2017 года. К середине 2017 года в этих компаниях осознали произошедшие изменения и стали применять повышающие коэффициенты. Управляющие компании оказались зажаты в тиски. Установить сразу все счетчики во всех домах – дело очень непростое и крайне затратное. Средняя стоимость установки прибора учета горячей и холодной воды — от 100 до 400 тыс. руб., а то и выше. Хорошо, если у управляющей организации пару домов в управлении, а если таких домов двести? Здесь общественная дискуссия возобновилась.

Управляющие организации указывали: поскольку счетчик является общим имуществом, решение о его установке должны принять собственники помещений на общем собрании. А если, при определенных условиях, счетчик оплачивается за счет средств капремонта – работы надо включить в региональный перечень (пока этого нигде сделано не было)

РСО и Госжилинспекция, наоборот, настаивают, что управляющая организация обязана самостоятельно установить счетчик, как только приступила к управлению многоквартирным домом. Эта позиция основана на судебной практике в отношении норм о выполнении мероприятий по энергосбережению и административных правонарушений в сфере деятельности по управлению многоквартирными домами. Например, ВС подтвердил, что РСО может взыскивать с УК плату за установку счетчика — это при том, что по закону деньги на это отчисляют собственники помещений. "УК получает от них платежи и рассчитывается с РСО", — объяснил Верховный суд в определении от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912. Однако выставить счета собственникам за установку прибора принудительно может только РСО: если так поступает УК без решения собрания, суд может обязать ее вернуть собранные деньги. При этом ответственность за неустановку счетчика УК несет по полной программе.

Одно из последних решений Верховного суда — это его отказ в июне 2016 года признать недействующими подп. "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (№ АКПИ16-375). Верховный суд отнес установку приборов учета в многоэтажке к обязательным работам, которые выполняются независимо от согласия собственников. Откуда взялся такой вывод – неизвестно. Апелляционная коллегия ВС попыталась это объяснить и сослалась на примерную форму перечня мероприятий для многоквартирного дома, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов, утв. приказом Минрегионразвития от 02.09.2010 г. № 394, в котором в числе основных мероприятий содержится в том числе установка общедомовых приборов учета.

А если такого перечня нет, либо в нем не содержится обязанность установить ОДПУ, получается, УО может жить спокойно? А если перечень не менялся и морально устарел, хотя Правительство обязало пересматривать его не реже раза в три года (постановление от 23 августа 2010 № 646 "О принципах формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечня мероприятий)?

Читайте так же:
Датчик для реверсивного счетчика

Новый тренд?

Раньше, до 2017 года, действовал закон, по которому исполнитель мог направлять все, что получено по повышающему коэффициенту, только на мероприятия по энергосбережению [то есть, потенциально, и на установку счетчиков]. Это действительно могло бы стимулировать такие работы. Но с 2017 года исполнитель сам волен решать, на что потратит дополнительные средства. Более того, тогда же введено правило, по которому исполнитель обеспечивает установку и ввод счетчика в течение 3 месяцев после того, как собственники решили включить плату за установку прибора в плату за содержание жилого помещения (пп. «с» п. 31 Правила предоставления коммунальных услуг утв. ПП РФ от 06.05.2011 № 354 внесен). Это правило не действует для случаев, когда коммунальные услуги предоставляют РСО.

А согласно подпункту «ж» пункта 22 Правил № 124, стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия общедомового прибора учета определяется исходя из нормативов потребления с учетом повышающего коэффициента 1,5, исключительно при наличии обязанности установить такой прибор.

Что это, новый тренд? Изменение правового регулирования? Во всяком случае, юристы МКА «Арбат» стараются преподнести все это именно так. И здесь самой большой трудностью видится именно преодоление инерции мышления.

Накоплен огромный массив старой практики. Чтобы пойти вразрез, нужно волевое решение.

Ну и хорошая аргументация. Благо, здесь мы вольны делать все, что законно. На данный момент ясно только то, что точка в этом вопросе еще не поставлена.

Установка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах

Порядок установки подобного оборудования имеет общую регламентацию. Так, в целом процесс состоит из следующих этапов:

  1. Принятие решение по поводу установки приборов для общего на весь дом учета, на собрании всех жильцов МКД.
  2. Приобретение соответствующего счетчика.
  3. Обращение в уполномоченную коммунальную организацию для согласования установки счетчика.
  4. Непосредственная установка счетчика в присутствии представителей коммунальной организации или же их специалистами.

Счетчик может быть установлен любым специалистом. Однако до тех пор, пока коммунальная организация не удостовериться в качественности и правильности работы оборудования, что подтверждается наличием сертификата соответствия и не опломбирует его, его показания не будут признаваться.

Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета

Итак, кто должен устанавливать ОДПУ? Федеральный Закон достаточно четко обязывает перечень лиц, кто должен установить общедомовой прибор учета тепла. Так, в соответствии с ранее указанным Законом ОДПУ обязаны устанавливать:

  • собственники зданий;
  • государственные органы.

Собственники обязаны установить рассматриваемое оборудование в своих зданиях, когда как государственные органы отвечают за установку такого прибора учета в зданиях, предоставленных им государством для осуществления их деятельности и находящиеся в их хозяйственном ведении.

Читайте так же:
Должны ли платить за общедомовые нужды если нет счетчика

Всем собственникам в России был дан срок до 1 января 2011 года для того, чтобы они оснастили свои здания общими учетными устройствами.

Однако к присоединившимся регионам России – Республике Крым и Севастополю был дан срок до 1 января 2019 года.
На 2021-й год все сроки уже вышли.

Также стоит отметить, что установка подобного счетчика осуществляется в обязательном порядке сразу после ввода в эксплуатацию здания, в не зависимости от того, производился ли капитальный ремонт или здание является вновь возведенным. Ответственным за установку такого оборудования является организация, осуществляющая капитальный ремонт или строительство.

Меры, позволяющие экономить на отоплении

Какие можно предпринять действия, чтобы получилась реальная экономия? В первую очередь установить индивидуальный теплосчетчик плюс термостатические головки или дросселя. В таком случае потребитель будет оплачивать тепло, которое ему действительно необходимо для обеспечения комфортных условий проживания. При этом владелец квартиры становится менее зависимым от поведения соседей.

Для реализации подобных мер можно в месте ввода отопления в квартиру смонтировать теплосчетчик, который должны опломбировать сотрудники теплоснабжающей организации. На подводках к приборам отопления ставят термостаты или дроссели. Более дешевые по стоимости — это дроссели. В ряде случаев можно доверить регулировку даже обычным вентилям. Но отрегулировать температуру теплоносителя в радиаторе с их помощью достаточно сложно. Специалисты не рекомендуют использовать для этих целей винтовые вентили, поскольку резиновые прокладки в них могут перекрыть просвет и оставить помещение без тепла.

общедомовые счетчики на отопление характеристика

Многих владельцев квартир с системами отопления стоечного вида интересует, как можно решить проблему с учетом потребляемой тепловой энергии, ведь установить на каждый радиатор приборы учета будет стоить немалой суммы денег. Помимо существенных первоначальных расходов потребителю придется периодически оплачивать их обслуживание, поверку и проведение ремонтов в случае поломки.

Возможно, решить данную проблему поможет специальный распределитель теплозатрат, изображенный на фото. Он представляет собой электронный термометр, постоянно снимающий и записывающий температуру, которую имеют поверхность батареи и воздух в помещении. Этот прибор недорогой по цене и его можно установить самостоятельно, прикрепив непосредственно к поверхности радиатора.

Исходя из тепловой мощности каждой батареи, температуры радиатора и воздуха на протяжении месяца и суммарного расхода тепловой энергии всеми отопительными приборами, вычисляют затраты тепла в отдельной квартире. В итоге у владельца недвижимости появляется стимул экономить затраты на обогрев, поскольку ему нужно оплачивать исключительно собственные расходы.

Прибор учёта поможет контролировать энергопотребление

Как рассказал директор по продажам Самарского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» Юрий Рябов, по закону собственники жилья и управляющие компании должны были решить своими силами вопрос установки общедомовых приборов учета тепла (ОДПУ) еще до 1 июля 2012 года. В Тольятти, Новокуйбышевске ими уже оснастили почти 100% домов, в Самаре же приборы установлены лишь в 30-35% жилого фонда. Поэтому теплоэнергетикам, чтобы выполнить требования закона, пришлось уже без согласования с собственниками и управляющими компаниями установить приборы и обязать их оплачивать расходы на основании счетов компании. Сумма складывается исходя из стоимости самого прибора и квадратных метров площади. Также из-за конструктивных особенностей дома, количества тепловых вводов в ряде домов были установлены несколько ОДПУ.

Читайте так же:
Схема подключения счетчика диск

Собственники квартир могут сразу же оплатить 100% затрат на установку прибора учёта либо воспользоваться правом на пятилетнюю рассрочку. Тогда в счетах равными частями будет выставляться денежная доля собственника с процентом за рассрочку в размере не более ставки рефинансирования ЦБ РФ. В то же время, чтобы заплатить меньший процент, можно обратиться в компанию и сделать рассрочку на более короткий период.

«Что же касается собственников нежилых помещений на первых этажах, то при определении расчета платы участвуют все помещения — жилые и нежилые. Собственники нежилых помещений также рассчитываются за ОДПУ, но у них нет рассрочки и они должны заплатить сразу фактическую сумму. Тем, кто проживает в квартирах по договору социального найма, платить за установку прибора не надо. Если им пришла квитанция на оплату, то нужно обратиться в компанию для уточнения сведений о нанимателях», — пояснил Юрий Рябов.

Несмотря на то, что за ОДПУ собственники еще не рассчитались, по закону он уже является общедомовым имуществом, и поэтому расходы на его обслуживание, поверку и эксплуатацию ложатся на жителей и управляющие компании. В 2021 году, несмотря на установку ОДПУ, жители будут платить за потребленные ресурсы по нормативам, но в 1-м квартале 2022 года будут выставлены счета с годовой корректировкой за тепло.

Кстати, после установки ОДПУ у собственников решением общего собрания есть возможность перейти в следующем отопительном сезоне на оплату по 1/7 — платить строго по показаниям прибора учета и только в отопительный период. Установка общедомового прибора учета позволяет собственникам помещений оценивать фактическое потребление тепловой энергии, контролировать и влиять на расход теплоресурсов. Внедрение ОДПУ является первым шагом к проведению энергосберегающих мероприятий — утеплению стен и стыков, замена окон, изоляции труб теплоснабжения внутри дома, установке погодозависимой автоматики.

В 2021 году теплоэнергетики должны установить в областной столице 189 узлов учёта, 100 — в Сызрани, точный перечень домов будет известен в феврале. До 1 июля, когда начнутся технические мероприятия, жители могут сами выбрать энергосервисные компании и установить ОДПУ, например, вместе с погодозависимой автоматикой, что в итоге позволит быстро окупить прибор учета.

Читайте так же:
Ставить или нет обратный клапан после счетчика

Оформление земли, проведение собраний: подготовлены изменения в закон о садоводстве

Правительство внесло в Госдуму РФ законопроект № 43016 – 8 о внесении изменений в Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества…». Больше всего изменения коснутся оформления земли и проведения собраний.

Проблема: оформление права общей долевой собственности на земельные участки общего назначения.

Причина сложностей – необходимо получить на общем собрании членов товарищества согласие всех собственников садовых или огородных земельных участков на приобретение земельного участка в общую долевую собственность. Кроме того, нужно потратить много времени и денег на подготовку документации по планировке территории, на основании которой образуются участки.

Предлагается: исключить требование о необходимости согласия всех собственников садовых или огородных земельных участков, расположенных в садоводстве или огородничестве, при принятии общим собранием членов товарищества решения о безвозмездной передаче недвижимого имущества общего пользования в общую долевую собственность собственников участков.

При наличии кворума решение будет приниматься квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов товарищества, в том числе с учетом результатов голосования лиц, не являющихся членами товарищества.

Также предлагается исключить:
— необходимость образования садовых и огородных земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности, на основании документации по планировке территории;
— требование о разработке проекта планировки территории для садоводческих товариществ (необходимость разработки проекта планировки территории будет определяться общим собранием членов товарищества).

Сохраняется требование об образовании садовых и огородных земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основе проекта межевания территории при их первичном предоставлении.

Проблема: ограничение подходов к определению размеров взносов

Предлагается указать, что правила расчета взносов должны быть приведены в виде формулы и (или) текстового описания, что обеспечит более простое восприятие этих правил, повысит гарантии прав граждан при возможном оспаривании в суде решений общего собрания об установлении размера взносов.

Проблема: обеспечение кворума при проведении общих собраний членов товарищества.

Предусматривается возможность голосования в очно-заочной и заочной форме с использованием электронных средств, в том числе с использованием портала Госуслуг.
Предполагается возможность проведения очного голосования в форме совместного дистанционного участия.

У товарищества будет право самостоятельно выбирать электронные или другие технические средства, посредством которых будет осуществляться голосование, а также устанавливать порядок принятия решений общего собрания членов товарищества с применением таких средств.
При голосовании через Госуслуги идентификация участников будет происходить через ЕСИА.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector